Сердечно приветствую уважаемых мотоциклистов и всех-всех сочувствующих! Разумеется, кроме любителей распущенных гадёнышей…
В дни новогодних праздников, и в повседневной жизни, каждому из Вас наверняка приходилось (и надеюсь всегда придётся) орудовать вилкой за столом. Так что все читатели безусловно знакомы с этим нехитрым столовым орудием. Мотоциклетное сообщество может блеснуть знанием о передней вилке мотоцикла. Люди, знакомые с техникой, добавят, что есть ещё вилки переключения в различных коробках передач. Существует кроме того и большое количество "вилок" в разных областях деятельности. Но сегодня я буду говорить о не самом распространённом применении формы вилки в мотоциклостроении. Не стану разводить обычную бадягу вместо предисловия, ограничусь кратким описанием. Итак, речь пойдёт о мотоциклах ИЗО (ISO). Разумеется итальянских, и как всегда в моей писанине — необычных.
История марки весьма типична для Италии, с той лишь разницей, что первоначально фирма занималась не самолётами, а радиаторами и прочим охлаждающим оборудованием. Разумеется, что в годы войны завод в Генуе, в полную силу ковал "фашистский меч". И видимо за это получил заслуженный подарок, в виде нескольких бомбардировок. Раскинув мозгами, руководство порешило не цепляться за город, из которого началось путешествие Христофора Колумба, а свалить вместе с производственной базой вглубь Италии… Уж не знаю, как на новом месте делались радиаторы, но после просраной войнушки, и перед этой компанией остро встал вопрос о выживании. На помощь пришёл мотоцикл. Поскольку в загашниках не имелось авиакомпрессоров или мотористов-инженеров высочайшей квалификации, то проектируемый мотоциклет получился весьма традиционным. Собственно, первоначально был построен мотороллер, а потом на его агрегатах скомпановали и мотоцикл. А поскольку я строчу записи только о том, что имею лично, то рассказ о мотоцикле. Это ИЗО-125.
Вполне традиционный, без ярких визуальных особенностей и авангардного дизайна. Небольшие 12" колёса, характерны скорей для мотороллеров, чем мотоциклов. Задняя подвеска, с продольными пружинами под двигателем, уже Вам знакома по другим "итальянцам" из моих опусов. Так чем же мне остаётся удивить Вас? И какая, нафиг, "вилка"? Терпрение…
Давайте повнимательнее присмотримся к двигателю этого 125-кубового мотоцикла. Сразу заметно, что карбюратор висит не на привычном месте, а странно сбоку.
Что же, это весьма похоже на мотор с золотниковым впуском. Но нет. На этот раз "изюминка" слаще и значительно изысканнее. Начну с того, что этот мотор двухцилиндровый. Правда цилиндры расположены необычно — один за другим.
И головка цилиндра(ов) недвусмысленно даёт понять, что камера сгорания здесь одна!
Непривычной, продолговатой формы, но одна! Это как же прикажете понимать? Ведь для подобной компоновки используют два коленвала, а здесь явно мало места даже для одного! Вращаем коленвал и убеждаемся, что поршни ходят не одновременно, а с небольшим запаздыванием заднего. Получается, что один поршень засасывает рабочую смесь (мотор двухтактный), потом она перепускается во второй цилиндр, и уж только затем оба поршня сжимают её. Но в таком случае, выходит, что это движок со "встроеным наддувом"? Как же итальянцы заставили работать два параллельных цилиндра с малыми диаметрами (37мм) от одного коленвала?! Спокойно. Мы с Вами уже привыкли, что "эти" парни курят нечто потрясающее, а значит ждём сюрпиз. Вот он — "вильчатый" шатун,
зачем морочить себе голову с двумя коленвалами, когда можно извратиться по-другому?!
Красиво… Но где-то я уже такое видел раньше. Ах, да! Сниму-ка с полки моторчик от австрийского Пух-250 (Puch-250). И раз уж я дал себе труд по перемещению тяжестей по мастерской, то вкратце заглянем внутрь изделия австрийской инженерии.
Немного режет взор продольное расположение коленвала, одновременно с выходом на цепной привод колеса. (хотя после АэроКапрони, это пустяки) Отворачиваю и снимаю цилиндр. правда, здесь всё гораздо контрастнее?! Вот уж "вилка" в чистом виде!
А может больше похоже на рогатку?
Пусть будет рогатка, я не против. Теперь поищем конические шестерни, а для этого отсоединим мотор от КПП.
Вот она. Нечто подобное есть и в Капрони, и в Мото Гуцци. Но видимо самые дотошные из Вас уже задались вопросом — "А где же тут, блин, сцепление?" Действительно — в этом силовом агрегате сцепление отсутствует. Понимаю Ваш скепсис (ведь я уже вводил читателей в заблуждение с "паннонией"), но чтобы показать сцепление этого мотоцикла, мне снова придётся перемещать тяжести. Иду за задним колесом… На вид ничего необычного.
Но достаточно снять звёздочку с опорным щитом тормозных колодок, чтобы присвиснуть от удивления. Это и есть сцепление мотоцикла?!
В задней ступице?! Они что, обалдели?! Но всё реально. Посмотрите — шток выжима проходит сквозь полую ось заднего колеса, а для выжима предусмотрен специальный "червяк", причём даже не на резьбе, а на шариках!
Вполне обычного вида и размера диски сухого сцепления, прямо как у Дукати!
Спортивные мотоциклы Дукати славятся своим сухим сцеплением именно за то, что "не думают", а мгновенно передают усилие на колесо. Но постойте… Ведь при включении передачи ступица и сама КПП будут подвержены чудовищному удару? Да, верно. И для того, чтобы амортизировать эту угрозу, мастера из альпийской республики смастрячили хитроумный демпфер. Глядите — при помощи зубчатого сектора ступица сцепления связана с приводом тормозных колодок.
Теперь при рывке двигателя автоматически притормозит заднее колесо — значит сцепление будет больше пробуксовывать, и ситуация не выйдет за критические рамки. Умно — ничего не добавить, не убавить…
В заключение добавлю, что автомобилистам стоит немного больше узнать о самой фирме ИЗО, хотя бы потому, что именно эта итальянская марка умудрилась "впарить" свою микромашинку "Изо-пузырёк" не каким-то нищебродам, а самой БМВ! Более того — с мотором в 200 кубиков, аналогичным тому, что мы с Вами сегодня рассматривали. И только потом немцы смогли заменить его своим 250-кубовым мотоциклетным двигателем БМВ. А в результате, получилась культовая БМВ-Изетта! А сами итальянцы перестроили производство, и занялись созданием легендарных спорткаров "Изо Ривольта", к которым прикладывали руку и Джуджаро и Бертоне. Но это уже совсем другая история, не по моему профилю.